3 Устройство и принцип работы агрегата
Агрегат состоит из центробежного насоса и погружного электродвигателя. Насос ЭЦВ – одно- или многоступенчатый, вертикального исполнения. Схематический чертеж показан на рис.1
Рисунок 1. Устройство электронасосного агрегата.
1 – ПЭДВ; 2 – Насосная часть; 3 – Кожух с сеткой; 4 – Переводник; 5 – Токопроводящий кабель;
6 – Водоподъёмные трубы;
На всасывающей части агрегата расположена сетка, которая служит для задержания крупных частиц, содержащихся в откачиваемой воде. Каждая ступень (секция) насоса состоит из обоймы, рабочего колеса и отвода лопаточного. Положение рабочих колес на валу фиксируется шпонками, распорными и защитными втулками. Вал насоса вращается в радиальных подшипниках скольжения, смазка которых осуществляется перекачиваемой водой. В верхней части насоса расположен обратный клапан, который служит для удержания столба жидкости в водоподъемных трубах при остановках насоса и обеспечивает плавный запуск при повторных пусках.
Конструкция секции определяет подачу насоса Q (количество кубометров перекачиваемой воды в час). Количество секций n при достаточной мощности N электродвигателя (ПЭДВ) определяют развиваемый насосом напор Н (высоту подъема в метрах).
Присоединение насоса к водоподъемным трубам фланцевое или с помощью конической трубной резьбы.
Осевые силы, возникающие при работе насоса, воспринимаются узлом подпятника, установленным в электродвигателе.
Электродвигатель трехфазный асинхронный с короткозамкнутым ротором. Обмотка двигателя выполнена водостойким проводом, места соединений изолированы водостойкой липкой лентой. Ротор двигателя вращается в резинометаллических подшипниках и опирается на подпятник, выполненный из резины или графитофторопласта.
Внутренняя полость перед работой заполняется питьевой водой. Пробка – фильтр в корпусе ПЭДВ служит для защиты от попадания песка во внутреннюю полость, а также для компенсации теплового расширения воды, заполняющей двигатель. Работа электродвигателя без фильтра или с пробками не заводского изготовления не допускается.
Валы насоса и двигателя соединены с помощью муфты жесткого типа.
Нормальная работа двигателя возможна только при интенсивном охлаждении его наружной поверхности перекачиваемой водой. Скорость омывания корпуса двигателя - не менее 0,1-0,6 м/сек, в зависимости от мощности, обеспечивается правильной установкой агрегата в скважине. При диаметре обсадной колонны больше, чем 150мм – для ЭЦВ 6, 200мм - для ЭЦВ 8, 250мм – для ЭЦВ10, необходимо изготовить и установить на насосный агрегат специальный кожух для охлаждения электродвигателя (см. рис.2). Для нормальной работы насоса необходим подпор (минимальная высота столба воды над насосом в водозаборной части скважины). Недостаточный подпор приводит к развитию в насосной части кавитации, ускоряющей выход насоса из строя.
Рисунок 2. Кожух для больших диаметров скважины
1 – Болт крепежный – 4шт.; 3 – Центровочный винт; 2 – Фланец кожуха; 4 – Кожух